Лекция 8. Методы социологических исследований.   Этапы выборочного обследования.

Социологические исследования представляют собой процедуру анализа социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющую систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессов , об их связи, отношениях и зависимостях.

Цели социологического исследования могут быть теоретическими и практическими. В зависимости от целей социологического исследования различают конкретные эмпирические и теоретические исследования. На эмпирическом уровне  социологи проводят исследования, получая точные объективные данные об изучаемом социальном явлении, или решают конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов, например, в трудовых коллективах. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое исходя либо из понимания общества как системы (функционализм), либо из понимания человека как субъекта социального действия (символический интеракционизм).

Социологические исследования имеют довольно богатую историю. Начиная с XVIII века в разных странах регулярно стала проводится перепись населения. Именно ее можно считать прародительницей социологических исследований.  Применявшиеся при этом технические приемы позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования.

Конкретные социологические исследования позволяют: получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе; выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;  дать прогноз социальных ситуаций; определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий; осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.

         Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

         Различают следующие виды социологического исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: пилотажное , описательное и аналитическое.

         Пилотажное исследование – наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий. Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Он проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении, его основное ограничение – субъективность информации.

         Описательное исследование – более глубокий социологический анализ. Объектом исследования выступает большая общность  людей , не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сранение и сопоставление. Например, коллектив большого завода, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т.д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов.

Аналитическое исследование – самый сложный и глубокий  вид социологического исследования, носит комплексный характер, может охватывать большие массивы исследуемых, проводится в рамках города, региона, страны. В этом виде исследования может использоваться эксперимент: когда социолог создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснить причинно-следственные связи, факторы. Может называться экспериментальным.

В зависимости от того, как изучается объект (в статике или в динамике) выделяются такие исследования как разовое, или точечное, которое дает как бы моментальный «срез» объекта, а также повторное, позволяющее сделать сравнительный анализ.

Структура социологического исследования состоит из последовательных этапов: подготовка исследования; сбор первичной социологической  информации; подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ; анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы, которая включает следующие элементы:

·        определение проблемы исследования (проблемой в социологии называют ситуацию, требующую  анализа и выработки управленческого решения);

• формирование темы и задач исследования;

• разработка инструментария;

• разработка гипотезы, т.е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено либо опро­вергнуто;

• характеристика понятийных и эмпирических индикаторов;

• выявление объекта исследования.

Совокупность людей, с которой связана социальная проблема, вы­ступает объектом социологического исследования. Обследуемых людей называют респондентами. Вся общность, на которую распространяется исследования, носит название генеральной совокупности.  Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то важное значение приобретает грамотный и правильный отбор необходимого количества людей для опроса, т.е. провести выборку. В этом  случае  микромоделью генераль­ной совокупности является выборочная совокупность, т.е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию. Репрезентативным считается такое исследование, при котором вы­борочная совокупность по выделенным параметрам (критериям) близка соответствующим пропорциям генеральной совокупности.        

Основными методами выборки являются:

Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).

Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются еди­ницы для обследования (например, по 20% респондентов из каждой части).

Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не от­дельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.

Метод основного массива. Представляет опрос 60-70% генеральной со­вокупности.

Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респон­дентов использования не менее 4-х признаков.

         Наиболее распространенным методом сбора социологической ин­формации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респодентов, когда он задает вопросы и за­писывает ответы респондента. Можно выделить несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разра­батывается вопросник); фокусированное (в центре внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

         Важным видом сбора информации является социологическое наблю­дение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей регистрацией социальных процес­сов  помощью кино-, фото-, или радиомагнитофонной аппаратуры. На­блюдение позволяет получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. Если исследование проводится в естест­венных условиях и социолог на время наблюдения становится членом группы  наблюдение называется включенным. Невключенное (простое)  наблюдение – это наблюдение со стороны.

         Эффективным методом сбора информации является анализ докумен­тов. Этот метод используется при исследовании прошлых явле­ний, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, письма, личные дела, от­четы, архивные материалы. Важным моментом подготовки исследова­ния и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдения.

         Наиболее распространенным методом сбора социологической ин­формации является анкетирование. Социологическая анкета – это объединенная единым исследователь­ским замыслом система вопросов, направленных на выяв­ление ко­личественных и качественных характеристик объекта исследования. Во­просы в анкете должны быть четко сформулированы, различаться по содержанию и по форме (закрытые и открытые).

         В социологическом исследовании используются понятия «индика­тор» и «шкала измерения». Индикаторами называются все факты (пока­затели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (уровень образования) и субъек­тивными (степень удовлетворенности работой). Последовательность расположения их образуют шкалу измерения. Шкалы могут быть номи­нальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: по полу, возрасту, образованию) и ранговые (показа­тели перечисляются в порядке значимости). На заключительном этапе составляется отчет, который включает в себя обоснование актуальности исследования и характеристику, анализ эмпирического материала, тео­ретические выводы и практические рекомендации.

         Одним из разновидностей опроса является социометрический оп­рос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение степени дружественных отношений. Социометрический опрос помогает выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами того или иного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межлич­ностных отношений в нем. В строгом смысле слова социометрический опрос относится к социально-психологическим методам.

         Социологические исследования всех видов являются важными и незаменимыми средствами получения объективной информации, кото­рые на ряду с другими методами расширяет наши возможности позна­ния общества, повышает эффективность практической деятельности.