Лекция 6. Личность как социальная система. Социализация как процесс освоения личностью социального опыта.

 

Изучение личности имеет свои особенности в различных гуманитарных науках. Например, философия изучает человека в наиболее широком плане – закономерности его развития как биосоциального существа, и личность здесь рассматривается с точки зрения ее положения в мире, как субъекта деятельности, познания, творчества. В психологии личность изучается как целостный субъект – в единстве его разума, чувств и действий.

Социология же рассматривает личность  с точки зрения ее положения в обществе, присущей ему индивидуальности и неповторимости, а также в качестве основного источника общественного развития. То есть в социологии личность изучается как социально-функциональная целостность. 

Прежде всего, необходимо развести сходные, но несущие в себе разную смысловую нагрузку понятия, такие, как: «человек», «индивид», «личность». Понятием «человек» просто определяется один из субъектов человеческого рода – «хомо-сапиенс». Понятие «индивид» (не путать с индивидуальностью) относится к представителю какой-нибудь социальной группы (например, студент, горожанин), но при этом не выделяется конкретный человек. Когда же речь идет о любом конкретном человеке, то используют понятие «личность», тем самым подчеркивая его индивидуальность и неповторимость.

Индивидуальность и неповторимость каждого человека может обуславливаться, по меньшей мере, тремя факторами:

1)         генетическая неповторимость;

2)         темперамент (согласно исследованиям психологов он передается генетически, хотя может и по-разному проявляться);

3)         процесс социализации  – который для каждого человека оказывается индивидуальным.

И наложение друг на друга уже этих трех факторов позволяет говорить о том, что на свете не существует двух одинаковых людей.

Современная социология использует комплексный системный подход, при котором не абсолютизируются ни социальные, ни биологические, ни психические качества человека, а рассматриваться их согласованное воздействие на формирование личностных качеств. При этом обращается внимание, что вне социальной среды, вне процесса социализации – личность сформироваться не может.

Под социализацией понимается процесс усвоения человеком знаний, умений, ценностей, формирования социальных качеств, позволяющих ему становиться дееспособным членом социума, и одновременно это процесс становления личности.

Образно говоря, если развитие человеческого существа от момента зачатия до рождения можно сравнить с ускоренным процессом эволюции живых существ, то процесс социализации – это тот же «ускоренный» период развития всего человечества, который проходит каждый человек от момента рождения до вступления в жизнь в качестве дееспособного члена общества.

Обратим внимание на тот факт, что социальные качества человека не передаются генетически, хотя человек наделяется способностью к их усвоению. Но если при этом ребенок не получает своевременной и правильной социализации, то он может оставаться «недоразвитым» и не получить статуса дееспособного члена общества («Маугли»).

Таким образом, социальные качества приобретаются человеком в период его социализации, который происходит, по меньшей мере, до вступления человека в самостоятельную жизнь, но фактически, продолжается всю жизнь (затем происходит уточнение, переосмысление жизненного опыта).

В процессе социализации в наиболее общем виде выделяют три этапа (хотя подобных классификаций может быть множество – в зависимости от выбранного критерия) – до трудовой (детство, обучение), трудовой и после трудовой (на пенсии).

Понятие социализации рассматривается как  процесс, включающий в себя освоение природного и социального мира, научных знаний и духовных ценностей. Человек приходит в «готовый мир», который предстает перед ним как данность. И только усвоив определенные знания и культурные ценности, нормы поведения и взаимодействия с другими людьми он сможет полноценно вступить в этот мир, реализовать свои способности, творческий потенциал и тем самым способствовать общественному развитию.

В процессе социализации выделяют: целенаправленные (обучение, воспитание) и непреднамеренные (собственное восприятие и воспроизводство реальности, самоактуализация и самосовершенствование) виды. А это значит, что даже у братьев-близнецов социализация окажется различной.

На формирование социальных качеств человека (начиная с детства) могут существенно влиять многочисленные факторы, такие как: материальное положение семьи и ее полнота, социальное окружение, место жительства (некоторыми учеными обосновывается суждение, что человек, с детства видящий из окна помойку, в большой мере способен и дальше воспроизводить таковую действительность).

Социализация позволяет человеку становится существом социальным, но это одновременно и процесс становления личности. Т. е. личность – это совокупность взаимосвязанных индивидуальных и социальных качеств. Встречающееся суждение, что индивидуальность – внесоциальная характеристика, в принципе, неверно. Социализация предполагает обретение человеком именно своего социального лица, в котором синхронизированы типические и индивидуальные черты, и благодаря этому люди могут по разному реагировать на одно и то же социальное явление.

Называя человека существом социальным, социологи ни в коей мере не умаляют его личностных качеств, его индивидуальности и неповторимости, а, прежде всего, подчеркивают его тесную взаимосвязь с социальным миром, обладание человеком некоторыми социальными качествами, которые ему позволяют становиться личностью и одновременно полноправным членом общества. И немалую роль в этом может играть его социальная активность, которая детерминирует условия социализации. Результаты социализации (благоприятны или же нет ее реальные условия), во многом могут определяться именно активностью личности.

Социализация может иметь свои крайние формы:

- конформизм – явление пассивного приспособления человека к социальной среде, при котором личностные качества оказываются неразвитыми. В качестве его проявлений могут выступать отсутствие собственной позиции, слепое следование принятым образцам поведения и подчинение авторитетам, а также стремление человека сложить вину за собственную несостоятельность на внешнюю среду, сложившиеся обстоятельства;

- крайний индивидуализм, который проявляется в придании наибольшей значимости собственным личностным качествам и часто сопровождается нежеланием человека считаться с интересами и потребностями окружающих людей, с общественными нормами и ценностями.

Обратим внимание еще на один немаловажный факт – социализация не всегда идет по восходящей линии, как усвоение пройденного опыта и построения на его основе новых личностных качеств. В социологии используется и такое понятие, как ресоциализация, под которым понимается усвоение новых норм и ценностей, вступающих в противоречие с уже накопленным опытом. Ресоциализация имеет место, когда человек производит переосмысление и исправление некоторых своих принципов, правил поведения, взглядов, которыми он руководствовался до сих пор.

Она может обуславливаться различными внешними изменениями: социального статуса человека (повышением по служебной лестнице, становлением отцом или матерью, выходом на пенсию), места жительства (переездом в другой город, в сельскую местность, в другую страну). Может происходить и в связи с внутренней потребностью человека переосмыслить прожитую жизнь (самоактуализация, самосовершенствование). К ресоциализации также может быть отнесена психотерапия (корректировка психики человека).

Более того, процессы социализации и ресоциализации обычно тесно сопряжены, диалектически взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Социализация происходит в рамках существующей в конкретном обществе культуры, через языковые традиции которой ребенок получает первые азы социального поведения. Причем каждое общество передает своим членам свой особенный опыт, свои специфические культурные образцы.

Таким образом, социализация позволяет человеку становится существом социальным, причем его изолированность от общества не только может помешать ему становиться его полноправным членом, но и в дальнейшем сделать абсурдными все его творческие достижения. Само развитие человека, так или иначе, требует прямого или опосредованного взаимодействия с социальной средой.

Но социализация не менее важна и для общества. Именно с ее помощью осуществляется воспроизводство социальных отношений, социальной жизни, наконец, осуществляется социальное развитие. То есть социализация выступает связующим звеном между общественным развитием и развитием человека.