Лекция 5. Социальные организации в обществе. Проблемы управления в организациях.

 

В рамках социологии организация рассматривается как одна из разновидностей социальных систем, важный элемент социальной среды. Каждый человек буквально погружен в многочисленные организационные связи. К социальным организациям относятся: заводы и фабрики, издательства и учебные заведения, политические партии и общественные организации и т.п., где основным элементом выступают люди.

Под социальной организацией понимается относительно устойчи­вая совокупность социальных отношений индивидов и групп, создающаяся как инструмент для решения общественных задач. Ее отличительными чер­тами (от других социальных систем) выступают цель и иерархия.

Организации – это целевые системы. Цели могут выдвигаться, как в результате проявляющейся потребности общественного развития, так и в форме выражения интересов и потребностей конкретного человека. Но во всех случаях они выступают связующим звеном человека и общества. В организациях, имеющих сложную иерархическую структуру, обычно речь идет о существовании нескольких целей, определенным образом меж собой структурированных («дерево целей»).

Организации имеют иерархию, то есть вертикальные связи. Почему иерархия столь важна в организациях? Дело в том, что при увеличении численности людей в организации достигается некий предел, при котором взаимоотношения на межличностном уровне уже не способны принести искомого организационного эффекта (он может становиться даже отрицательным), и возникает объективная потребность упорядочения связей, их структурирования для обеспечения эффективности совместных действий.

Социальные организации обычно классифицируются:

•на формальные и неформальные;

•на трудовые и общественные.

Неформальная организация представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, образующуюся как продукт более или менее длительного межличностного группового общения. Организация формальная строится на базе социальной формализации связей, статусов и норм, и в ее основе лежит разделение труда, необходимость специализации. 

Социальная формализация – это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях она охватывает контролируемые связи, статусы и нормы, обеспечивает концентрацию организационной деятельности в наиболее оптимальном направлении, а также стабильность функционирования самой организации. 

Различают два пути формализации социальных систем:

•«рефлексивный» путь, который происходит через оформление естественно сложившихся социальных связей;

•«конструирование», при котором проект организации предшествует ее реальному существованию.

Следует иметь в виду, что в любой формальной организации, наряду с формальными, могут сосуществовать и неформальные связи. Причина этого кроется, прежде всего, в ограниченности формальных связей – невозможности охватить ими огромное многообразие взаимоотношений людей, возникающих при длительном межличностном и групповом общении. Причем неформальные связи могут, как способствовать развитию организации, так и вносить в нее деструктивный элемент – если будут противодействовать ее целям.

Изучение формальных организаций связывают с именем американского инженера и исследователя Ф.У. Тейлора, автора одного из направлений американской теории менеджмента. Тейлоризм строился как система рационализации труда и управления производством, направленная на повышения его эффективности путем стандартизации орудий, методов и приемов труда (которые должны вводиться принудительно, ибо рабочий ленив и пассивен), а также регламентации всей трудовой деятельности.

Исследования неформальной организации нередко соотносят с Хоторнским экспериментом, проводимым в США на предприятиях электрической компании близ г. Чикаго под руководством Э. Мейо (1924-1932 гг.). В его результате было неожиданно выявлено,  что значимыми факторами повышения производительности труда выступают: изменения монотонности труда, а главное – существование так называемого «группового духа», проявляющегося при межличностном общении в условиях производства, и в целом благоприятно влияющем на эффективность труда.

Организации разделяются также на трудовые и общественные. Трудовые организации (предприятия и учреждения) создаются, когда достижение каких-либо общих целей становится возможным только через достижение индивидуальных. Когда же достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей – возникают общественные (союзные) организации.

Достижение искомого организационного эффекта обеспечивается в организации с помощью наилучшего согласования усилий и действий всех ее участников, т.е. управления. Как специфическая форма деятельности, управление явилось результатом естественно-исторического развития, процесса разделения труда и появления первых организаций. В это время оно выделяется в отдельную форму деятельности, начинает формироваться бюрократия, как форма осуществления властных функций (носящая пози­тивный смысл) в усложняющемся мире, а затем и бюрократизм (уже как негативное явление), означаю­щее злоупотребление властными функциями.

Процесс управления в организации неизменно сталкивается с трудностями из-за необходимости согласования целей организации с интересами и потребностями собственных членов, других людей и общества. Управление сводится к устранению этих противоречий и к решению соответствующих управленческих задач: наилучшего согласования внутренних целей организации; увязывания целевой деятельности организации с общественными интересами и потребностями; согласования целей и ценностей людей с целевой деятельностью организации.

Противоречия в организациях могут создаваться и в результате различ­ных «патологий», возникающих как в организационном построении, так и в самой управ­ленческой деятельности. Разберем наиболее типичные и часто встре­чающиеся из них.

1. Патологии организационного по­строения (структурно-функциональные).

 А) Господство структуры над функциями. Необходимо отметить, что структуры инерционны по своей природе, т.е. они труднее поддаются изменениям (чем функции), в результате чего образуется рассогласование структуры и функций. И тогда структура начинает служить тормозом эффективному функционированию организации. Для преодоления этого противоречия следует по возможности создавать структуру наиболее гибкой.

Б) Несоответствие цели функциональному назначению организации. Например, коммерческая или торговая деятельность благотворительных, пенсионных и других организаций социальной защиты.

2. Патологии управления.

 А) Использование «маятниковых решений». В их основе лежит подмена функциональных решений структурными, т.е. вместо того, чтобы четко проработать новые функции и увязать их с существующей организационной структурой, принимается решение о создании новых подразделений.

Б) Дублирование организационного порядка. Этот вид патологии возникает, когда существующий в организации организационный порядок – в ви­де постоянно действующих норм и правил, должностных инструкций дублируется приказами руководства (к примеру, приказ бухгалтерии рассчитать зарплату);

В) Бюрократизм. Образуется, когда личные интересы управляющего начинают превалировать над общественными (сформулированными в нормах и правилах, должностных инструкциях), и это снижает эффективность деятельности ор­ганизации.

Социальное управление носит циклический характер и включает в себя следующие стадии:

1.     социальное про­гнозирование; здесь важна точность прогнозов, которая зависит от точности и полноты задания начальных условий, от сроков, на которые прогноз распространяется, от условий, в которых он осуществляется (в так называемых рево­люционных ситуациях точность прогнозов существенно снижается);

2.     социальное проектирование; проектированию обычно подлежит целевая деятельность организации, при этом должны наиболее четко согласовываться цели организации, ее структура и функции.

3.     социальное планирование; внедрение проектов должно рассматриваться, как нововведение, которое неизменно будет встречать сопротивление; его причинами могут быть: «сбой» функционирования с его ритма, консервативность структуры, а также лю­ди, интересы которых могут ущемляться;

4.     социальное регулирование или непосредственное руководство; с его помощью обеспечивается планомерное согласование целей органи­зации с целями ее структурных элементов и интересами и потребностями людей, а также структуры и функций организации.