Лекция  4. Сущность и содержание социального института. Характеристика основных социальных институтов общества.

Социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей и структурные элементы общества. Социология уделяет особое внимание нормативной структуре института, так как реализация им социальных функций зависит от целостной системы стандартизированных образцов поведения.

Социальный институт – это относительно устойчивые типы и формы организации и регулирования социальной практики, посредством которых образуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Деятельность института определяется:

·        набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

·        интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

·        наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Главной социальной значимой функцией любого социального института является обеспечение стабильности в обществе. Функции институтов, или различные аспекты их деятельности, направлены на достижение интеграции элементов общественной системы. Различают явные и латентные функции. Явные – это функции, которые носят намеренный характер и осознаются людьми. Латентные (скрытые) функции не осознаются людьми и часто не носят намеренного характера.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Экономические институты. Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она  также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

Политические институты. Политика как подсистема общества включает в себя все типы действий, которые имеют отношение к власти и  к принятию политических решений. Политические институты выполняют разнообразные функции - выражения интересов людей (политические партии и общественные организации), обеспечение норм человеческого общежития и  контроля за их соблюдением, регулирование экономической деятельности, семейно-брачных отношений, образования и просвещения граждан и т.д. (государство), направление и регулирование политической деятельности на основе идей, норм, ценностей, идеалов, обычаев, традиций, на основе которых определяется смысл и содержание политических явлений и процессов (политическая культура).

Институты родства. Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. В социологии введены несколько параметров для различия семейных структур.

Формы семьи. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, зависящих от них. Расширенная семья включает в себя нуклеарную и еще других родственников. В настоящее время стали достаточно распространенными альтернативы семьи – семья с одним родителем, совместная жизнь без вступления в брак и  коммуны.  Формы брака. Моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамия – брак между одним и несколькими индивидами. Полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами. Полиандрия – брак  между одной женщиной и несколькими мужчинами. Групповой – брак между несколькими мужчинами и женщинами. Формы брака во многом определяются экономическими условиями жизни. Различают формы брака по предпочитаемому партнеру. Экзогамия – люди заключают браки с теми, кто выходит за пределы их собственной общности. Эндогамия – браки заключаются только внутри одной группы. Эта форма брака была распространена в доиндустриальную эпоху в сословных и кастовых обществах.

Функции семьи. Социально значимыми функциями семьи являются: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная. Эти функции имеют не только общественное, но и индивидуальное значение.

Институты культуры. Религия – это система верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы. Типы религий. Различают следующие типы религий по названиям: христианство (православие, католицизм, протестанство), иудаизм, ислам, буддизм, зороастризм, синтоизм, даосизм, конфуцианство.

Типы религиозных организаций:

·        церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри его. Часто является государственной;

·        секта – религиозная организация, которая отвергает ценности остального общества, но может потребовать обращения в собственную веру и соблюдения ритуалов;

·        деноминация – промежуточная организация между церковью и сектой, которая обычно характеризуется лояльностью к государству;

·        культ  -  крайняя форма секты, находящаяся в разногласиях с официальной церковью по поводу ритуалов, часто призывающая к кардинальными изменениям общества и личности.

         В социологии существуют различные мнения о функции религии в обществе. Так, функционалисты (Э. Дюркгейм и др.) считают, что главная функция религии – это укрепление общественных связей. Сторонники теории конфликта, напротив подчеркивают, что религия поддерживает господство одних социальных групп над другими.

         Для современных религий характерна тенденция к секуляризации, или сомнению в религиозных ценностях, верованиях и ритуалах, утрачиванию религией своих социальных функций, хотя в различных обществах этот процесс носит далеко неоднозначный характер.

Образование. Социальные функции образования в социологии рассматриваются с нескольких точек зрения. Так, функционалисты считают, что образование занимается отбором людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию, а также является средством, гарантирующим самым способным людям получение  ответственной и высокооплачиваемой работы. Сторонники теории конфликта выделяют следующие функции образования в обществе: образование является системой для социализации личности, но оно способствует утверждению социального неравенства; образование  воспроизводит рабочую силу, которая вынуждена смириться со своим социальным положением, принимая свои успехи и провалы как законные; для создания впечатления справедливости системы система образования позволяет некоторому меньшинству из низших слоев достигать успеха.

Образование является институтом, выполняющим функции социальной мобильности, стратификации, распределения социальных ролей, статусов и позиций.

Наука – это социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Она включает: систему кооперации и разделения труда, сообщество ученых, профессионалов, специализированные учреждения (университеты, научные центры, лаборатории, оборудование и т.д.), систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность, методологию и методы исследования, систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных. Кроме того наука является особым элементом культуры, так как является носителем и источником объективного знания. Наука служит созиданию не только предметной и материальной среды, она формирует видение мира и соответственно мировоззрение.