Лекция 1. Предмет, метод и функции социологии как науки. Уровни социологического знания.

Социология как самостоятельная наука возникла в ХIХ веке, хотя социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. По­требность в гуманитарных знаниях – знаниях об отношениях человека и общества- появляется тогда, когда люди начинают осозна­вать, что большинство социальных проблем: справедливости и неспра­ведливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять общие принципы и нормы, руково­дствоваться ими в своей повседневной жизни.

Идея социологии была порождена духом Просвещения и была своего рода реакцией на французскую революцию. Бурные и противоре­чивые социокультурные и политические преобразо­вания XIX века,  охватившие почти все цивилизованные страны, актуа­лизировали проблемы социальных противоречий, поиска путей их раз­решения. Ответом на этот интерес к познанию социального мира  по­служили работы французского философа Огюста Конта (1798-1857), ко­торого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. В 30-е годы ХIХ века он впервые ввел термин «социология» – наука об обществе. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную, то есть  построенную на строгом изучении и проверке фактов основу.

Французский мыслитель полагал, что с помощью науки можно познать скрытые за­коны, управляющие всеми обществами. Он стремился выработать ра­циональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход, часто называе­мый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика - раскрывает взаимоотно­шения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща ста­бильность, Конт проявлял интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Первичный фактор социальной динамики – ду­ховное, умственное развитие.  К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует рефор­мам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

         Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: 1- применение научных методов для изуче­ния общества; 2 - практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Развитие социологии связано с ее институализацией, обществен­ным признанием, возникновением исследовательских центров в отдель­ных странах и международных центров, а также с утверждением этой науки как предмета преподавания в учебных заведениях всех стран мира.

Социология в буквальном переводе означает «учение об обще­стве». Это наука, изучающая общество, закономерности его функциони­рования и развития, взаимодействия социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как на систему, состоящую из объективно  взаимосвязанных элементов.

Объектом исследования социологии  как науки является  общество  и общественные явления, их функционирование и развитие. Социология изучает социальную реальность на трех уровнях – личности, группы и общества. Каждый уровень общности имеет свои закономерности и особенности. 

Большинство российских ученых считают, что предметом социологии явля­ется совокупность проблем социальной сферы общественной жизни, иными словами сферы социального неравенства в обществе. В западной социологии принято различать макросоциологический уровень анализа, то есть изучение общества как целостной системы, и микросоциологический подход, то есть изучение повседневного взаимодействия людей, или интеракции.  Макросоциология представлена двумя направлениями – структурным функционализмом (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) и теорией конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер, Ч. Р. Миллс и др.). В рамках микросоциологии взаимодействие людей в обществе объясняется на основе поощрения и наказания (Д. Хоманс), методов этнометодологии (Г. Гарфинкель), с помощью символов (символический интеракционизм) и т.д. Предмет современной социологии – результат длительного исто­рического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания.

В системе категорий социологической науки необходимо выделить следующие уровни: общенаучный (процесс, функция, система и т.д.); социально-философский (общество, социальная структура, классы,  и т.д.) и собственно социологический (социальное действие, социальная роль, социальный статус, социальная норма, и т .д.  Немецкий социолог М. Вебер назвал социологию наукой о социальном действии, и определил его как действие ориентированное на другого и имеющее смысл.. Статус – это положение че­ловека в группе или обществе. Роль – способ поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными  общественными нормами. Если статус, определяет место в социальной структуре общества, то роль – модель поведения. Социальные нормы – это образцы и правила поведения, посредством которых регулируются взаимодействия людей в обществе.

 Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру и уровни со­циологического знания:

А) теоретическая и эмпирическая социология (основа­нием деления служит уровень знания);

Б) фундаментальная и прикладная социология (основанием деления служит функция знания);

В) общая и отраслевая социология (основанием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельная его часть).

Теоретическая социология, по мысли П.Сорокина, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др.  Она отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?».

Практическая (эмпирическая) социология отвечает на вопрос «для чего познается?».  Немецкий социолог М.Вебер определил задачи эмпирической социологии, которая может определить: а) необхо­димые  для практики средства; б) неизбежные побочные результаты предпринятых действия; в) обусловленную этим конкуренцию между возможными различными оценками и их практические последствия.

          Общая социология традиционно развивает в следующих теоретических направлениях:

·        теория социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обуславливающие это единство и факторы, вызывающие распад;

·        теория социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т.д.;

·        теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т.д.

·        теория поведения общностей, изучающая общие закономерности толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т.д.

Отраслевая социология (или конкретная) исследует отдельные сферы социальной жизни:

·        исследование типов социальных общностей (обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных и т.д.);

·        исследование социальных институтов (социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т.д.);

·        исследование социальных процессов (миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и т.д.).

         Социология относится к группе гуманитарных или общественных наук, хотя имеет связи не только с науками этой группы, но и с естественными. Но она отличается, например, от философии, которая подходит к изучению общества умозрительно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений. Отличается от психологии, которая интересуется индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия. А от других общественных наук тем, что  изучает общество в целом, как единую целостную систему, используя при этом эмпирические данные для доказательства теоретических конструкций.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на три основные:  теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

Практически-политическая функция социологии реализовывается через выработку предложений и рекомендаций для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, но и дает ей оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей, в этом заключается ее идейно-воспитательная функция.

В рамках социологии осуществляются эмпирические и прикладные исследования. На основе этих данных обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Поэтому можно выделить и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).